Вход

Регистрация
Главная
 
Свободный Обзор Временный Сайт 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Сверх способности » Развитие Резервных Возможностей Человека » 5. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
5. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
THeFlashДата: Суббота, 11 Апреля 2009, 14.44.11 | Сообщение # 1
Не контролирует способность
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Репутация: 1
Статус: Offline
У всех животных, не исключая и человека, центры основных эмоций (удовольствие, неудовольствие, гнев, страх) располагаются в промежуточном мозге (вспомните крысу, которая так любила раздражать свой гипоталамус, что готова была умереть ради этого с голоду). Однако активность лобной коры подавляет гипоталамус со всеми его удовольствиями и неудовольствиями. Подавляет просто фактом своего существования и своей активности. Подобное положение дел не означает, впрочем, что передний мозг лишен своих маленьких радостей. В лобной коре обнаружены участки, стимуляция которых вызывает у живых существ приятное чувство, оно не столь сильное как идущее от гипоталамуса, но оно существует. Говоря психологическим языком, интеллектуальная и творческая деятельность должна доставлять человеку удовольствие, не такое, правда, сильное, как хорошо прожаренная котлетка после разгрузочного дня. Впрочем, все зависит от соотношения активности коры и гипоталамуса, может быть, когда- нибудь у кого –нибудь решенная задача вызовет и большую радость, чем котлета. Если функциональное развитие фронтальных отделов мозга продолжится.

Роль лобных долей в генерации эмоции подчеркивал П.В.Симонов, определяя ее как информационную. У высших животных, а тем более у человека, эта роль много шире. Исследованиями в области нейропсихологии была показана связь передних отделов головного мозга не только с интеллектуальными, но и личностными особенностями человека. Даже легкие повреждение лобных долей необратимо разрушают эмоциональную сферу человека, исчезают тонкие и сложные эмоции, человек становится грубым, невыдержанным, агрессивным, не способным на привязанность и нежные отношения. Именно с лобной корой связано усложнение и развитие эмоциональной сферы человека, возникновение у него с одной стороны, тонких дифференцированных переживаний (чувство любви, различное в своих аспектах – любовь к ребенку, отличается от любви к супругу, отличается от любви к котенку, от любви к родителям), сложных чувств (светлая печаль), и, наконец, интеллектуальных эмоций.

В филогенезе формирование коры больших полушарий, еще до возникновения интеллекта, было связано с регуляцией социального поведения животного. Известно, что удаление зачатков коры больших полушарий у рыбы никак не влияет на ее индивидуальное поведение, рыба продолжает плавать, активно кормиться, охотиться на червяков, выметывать икру в положенное время. Только у нее разрушается социальное поведение. Такая рыба перестает обращать внимание на своих сородичей и покидает стаю, потому что механизмы, обеспечивающие ее нужду в себе подобных, необратимо разрушились вместе с передними отделами головного мозга.

В антропогенезе одним из факторов обеспечивающих развитие нервной системы стало сокращение числа одновременно рождаемых детенышей. Это способствовало увеличению периода детства (до наступления половой зрелости) и продолжительности материнского ухода. Прогрессивность этого явления обычно объясняется увеличением времени для обучения детеныша, на самом деле это не совсем так; в то время детенышей еще нечему было учить столько времени. Как нам кажется, здесь более важным для эволюции оказался тот факт, что возрастание периода материнского ухода способствовало развитию социальности, развитию отношений между матерью и детьми (усложнялись отношения между родителями и растущими потомками, появлялись более сложные формы отношений, возникала дифференцировка эмоций, испытываемых к последнему поколению детей и к первым, уже подросшим и т.д., становилась значимой роль отца и т.д.). А социальное поведение регулируется все тем ми же передними отделами больших полушарий. Поэтому развитие социальности сопровождалось функциональным и морфологическим усложнением головного мозга, который в свою очередь становился субстратом будущего развития интеллекта.

Наконец, последний ароморфоз человечества, который “вывел человека разумного в люди” (обеспечил интеллектуальные преимущества кроманьонцу перед не менее разумным, но жестоким каннибалом – неандертальцем) – было появление альтруизма. Еще Ч. Дарвин писал, что общества, которые имели наибольшее число сочувствующих друг другу членов, должны были процветать больше и оставить после себя более многочисленное потомство. “В основе возникновения Человека разумного как вида лежат альтруистические наклонности, определявшие преимущество их обладателей в условиях коллективной жизни”.

Итак, еще один способ развития лобных отделов коры больших полушарий и возможной активации резервных способностей человека – это совершенствование и усложнение социального и наряду с ним эмоционального поведения людей. С этим тезисом редко кто спорит, но никто и не может предложить, какой еще аспект социальности надо развить, чтобы вскарабкаться на следующую ветку эволюционного древа. Потому что многое уже было; было создание семьи, было разрушение семьи, была частная собственность и обобществлялась частная собственность, о государствах я и не говорю. Может быть, перспективы в этом направлении связаны с возникновением и развитием дивергентного чувствования, понятия, введенного нами по аналогии с дивергентным мышлением и характеризующее усложнение эмоционального мира личности. Подробнее перспективы развития дивергентного чувствования будет сказано дальше.

Дивергентное чувствование по своей природе стремиться к социальному творчеству – создавать новые формы взаимоотношений. У меня на столе лежит плотная папка рукописей - это программные документы многочисленных групп единомышленников (1985- 1993). Достаточно, только перечислить их названия: Клуб любителей астрономии и фантастики, дискожмуркотека, круг саморазвивающихся пар, отряд сообщающихся сверхбыстронавтов, несколько объединений типа коммун, мистический орден пути (г.Абай), и другие. Интересно, что все эти объединения организовывались молодыми людьми именно в том возрасте в котором, по мнению В.Н.Дружинина (завершение школы - начало студенчества), будущему креативу просто необходимо признание окружающих, и в котором очевидна тенденция креативов к организации круга истинных или мнимых единомышленников.

Социальное творчество связано с развитием дивергентных эмоций. Ибо только дивергентное чувствование способно создавать "единое душевное пространство", где исчезают на некоторое время границы между внутренним и внешним, между Я и Другим. На глубинном уровне дивергентное чувствование обеспечивает пространство единения для Себя и Другого, представляя сложное множественное Я, расширяющееся за счет включения в себя Других. Как показало наше исследование, на уровне реального взаимодействия дивергентно чувствующие люди демонстрируют альтруистичный стиль взаимодействия, а в художественном творчестве у них проявляется глубинный архетип Братства.

Один из участников нашего Эксперимента называл дивергентное чувствование – триопсихологичностью, а свое программное произведение на эту тему горда поименовал “Третий не лишний”[1].

"Мне кажется люди любят одного..., потому что у них слишком маленькое сердце, которое не может вместить сильные чувства к кому-то еще". Сам автор термина понимал "триопсихологичность" как прямую передачу эмоций объекта любви субъекту любви. Например, так: "Если Ты кого-то любишь, а он испытывает сложные чувства (от любви до ненависти) к кому-то еще, то ты просто принимаешь его чувства такими, какие они есть, и начинаешь чувствовать к этому Третьему тоже самое: любовь, если твой друг его любит, ненависть - если ненавидит. И по другому просто невозможно" Парадокс "триопсихологичности" заключается в том, что, поскольку дивергентно чувствующим людям третий необходим, поскольку даже ревность и негодование одного из партнеров ведет к увеличению разнообразия и способствуют укреплению трансперсональной связи на каком-то очень глубоком уровне, хотя бы потому, что в глубине души он (отвергнутая половина) испытывает по отношению к третьему интерес.

Зачем все эти объединения организовывались? Зачем люди искали новые способы выражения переполнявших их чувств? Ни за чем. Спонтанно и нецеленаправленно, как и любое творчество. И уж, конечно, ни для того, чтобы развить фронтальные отделы коры головного мозга, хотя на самом деле так и получилось. Лучших из лучших переполняют в молодости странные чувства по отношение к себе, к миру, к другим людям и они пробуют свои силы в социальном творчестве (создании новых форм человеческих взаимоотношений), и тем развивают свой мозг (даже, если новые отношения ими пока и не созданы). Но ведь любое новое качество (как это сказано выше) на эволюционном древе появляется дважды: сначала спонтанно и непринужденно как случайность, не подчиняющаяся рассудку, чтобы расцвести у следующего вида как закономерная реальность. Выше мы писали о двух ступеньках. Сегодня мы - на первой, а дивергентные эмоции и новые отношения между людьми (которые так многим хочется развить, но не получается), это социально-психологические явления, полное развитие которых может произойти лишь на следующей.

И этот закон, на мой взгляд, объясняет все неудачи с организацией коммун человеком современного типа.

 
Форум » Сверх способности » Развитие Резервных Возможностей Человека » 5. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024